В настоящее время разрабатываются программы, советующие по структуре требованиям ФГОС СОО. В связи особенностями содержания экзаменов ГИА (в форме ЕГЭ) перечень изучаемых вопросов в программах учебных предметов ориентирован на ФГОС-2004.
Аннотации рабочих программ, соответствующих ФГОС 2004
Английский язык (углубленный уровень).
Изучение английского языка на углубленном уровне в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
· дальнейшее развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющих участвовать в межкультурном общении на английском языке в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сферах;
· углубление филологических знаний школьников о вариативности английского языка и особенностях функционирования в англоязычных и других странах мира, об особенностях построения письменных и устных текстов, предназначенных для формального или неформального общения в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сферах;
· развитие общекультурных умений собирать, систематизировать и обрабатывать различные виды культуроведческой информации, интерпретировать и использовать ее при решении коммуникативных, коммуникативно-познавательных и познавательно-поисковых задач;
· развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка.
Рабочая программа углубленного изучения английского языка составлена на основе:
· Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
· примерной программы по английскому языку (профильный уровень) 2004 г.;
· региональных требований Ярославской области к содержанию программ углубленного изучения иностранных языков;
· программы для школ с углубленным изучением иностранных языков В.В.Сафоновой (В.В. Сафонова, Программа по английскому языку для школ с углубленным изучением английского языка, Москва: «Просвещение», 2006)
· программы для школ с углубленным изучением иностранных языков серии «Звёздный английский» (Ж. А. Суворовой, Р. П. Мильруд «Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы».).
Количество часов в учебном плане школы, выделяемое на иностранный язык, учитывает особенности методик, используемых при изучении иностранных языков на уровне углубленного изучения (коммуникативный, личностно-ориентированный подходы), и составляет 6 часов в неделю в 10 и 11 классе, на изучение английского языка за весь период обучения отводится 408 часов.
При обучении английскому языку в МОУ «Провинциальный колледж» используется УМК «Звездный английский» ("Starlight") для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка (авторы К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В.Копылова, Р.П. Мильруд, В.Эванс).
История (углубленный уровень)
Программа курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень).
Цель изучения курса «История» состоит в формировании систематизированных знаний о прошлом, развитии способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Основной задачей курса является оформление у учащихся понятийного аппарата и понимание ими специфики исторической науки. Изучение истории поможет школьникам сформировать уважительное отношение к прошлому, выработать навыки анализа исторического факта, научиться соотносить историческую реальность и вымысел, осмыслить роль личности в историческом процессе.
Большой объем и сложность курса, множественность трактовок исторических событий и процессов, обилие дат и имен, необходимых для запоминания, способствуют тому, что Всеобщая история и история России изучаются в 10 и 11 классах общеобразовательной школы в рамках двух раздельных курсов. Этому соответствует существующая система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран. Вместе с тем, у обучающихся должно быть сформировано представление о том, что история России является частью всемирной истории. Поэтому преподавание обеих разделов курса «История» взаимосвязано, в рамках изучения российской истории присутствуют комбинированные уроки, которые строятся на взаимосвязи европейских и мировых исторических процессов. Обращение к общим процессам и закономерностям исторического развития происходит и на других уроках, что позволяет ученикам связывать процессы, происходившие в России и мире, относится к ним более осознанно и более взвешенно оценивать современные события.
Углубленный уровень изучения истории школьниками достигается за счет:
· более детального рассмотрения дискуссионных тем (включаются оценки не только отечественных, но и зарубежных ученых);
· введения в учебный процесс элементов таких дисциплин как источниковедение и историография. Предполагается работа обучающихся с текстами письменных источников не только для извлечения информации, но и для освоения первоначальных навыков внешней и внутренней критики документа, определения типа источника и специфики содержащихся в нем сведений. Историографические элементы осваиваются обучающимися на занятиях, посвященных дискуссионным проблемам российской истории. В таких темах школьники осваивают разные оценки определенных процессов и событий, изучают аргументацию наиболее крупных ученых, получают представление об этапах развития исторической мысли.
· расширения содержания отдельных тем.
Курс истории рассчитан на 2 года, в каждом из которых предусмотрено 5 часов в неделю, всего 340 часов (по 170 часов в 10-м и 11-м классах). Преподавание предмета основано на использовании следующего учебно-методического комплекса (УМК):
10 класс
1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до XVII века: 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / А.Н.Сахаров, В.И.Буганов; под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Просвещение, 2012. – 336 с.
2. Буганов В.И. История России, конец XVII-XIX век. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров; под ред. А.Н.Сахарова. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 336 с.
3. Уколова В.И., Ревякин А.В. / Под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история (базовый и профильный уровни), – М.: Просвещение, – 2010.
11 класс
1. Шестаков В.А. История России, XX-начало XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 339 с.
2. Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Строганов А.И. Мир в ХХ – начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень. М.: изд-во «Дрофа». 12-е изд., 2008.
3. Смирнов В.П., Белоусов Л.С., Докучаева О.Н. Всеобщая история. Новейшая история. : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / под ред. Смирнова В.П. М.: изд-во «Просвещение». М., 2009.
Экономика (углубленный уровень)
Углублённое изучение курса «Экономика» проводится на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.) и примерной программы среднего полного общего образования (профильный уровень) МО РФ.
В соответствии с учебным планом и календарным графиком МОУ «Провинциальный колледж» на 2013-2014 уч. год программа рассчитана на 68 часов учебных часов.
Изучение экономики на углубленном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации/фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
• овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;
• развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Информатика и ИКТ (углубленный уровень)
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Рабочая программа по информатике и ИКТ (углубленный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. (профильный уровень), примерной программы по информатике и ИКТ (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, углубленный уровень 10-11 классы (региональные требования).
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на углубленном уровне ориентировано на 170 часов (5 часов в неделю) в 10 классе и 170 часов (5 часов в неделю) в 11 классе.
Для реализации программы используются учебники:
1. Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 1/ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 344 с.
2. Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 2/ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 304 с.
3. Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 1/ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 240 с.
4. Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 2/ К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 304 с.
Обществознание (профильный уровень)
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи:
● развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
● воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
● освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Математика (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,2004 г.,
- примерной программы по математике (профильный уровень) среднего (полного) общего образования,
- авторского тематического планирования Мордковича А.Г. для старших профильных классов http://www.ziimag.narod.ru/ ,
- образовательной программы школы.
Программа раздела «Алгебра и начала анализа» ориентирована на использование УМК авторов Мордкович А.Г., Семёнов П.В. «Алгебра и начала математического анализа (профильный уровень) », 10 класс, М.: «Мнемозина», 2008; программа раздела «Геометрия» ориентирована на использование УМК авторов Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (профильный уровень), М.: «Просвещение», 2008, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает поурочное распределение учебных часов. Математика преподается по блочно-модульному принципу.
Право (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. (профильный уровень), примерной программы МО РФ по праву (профильный уровень). В соответствии Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение курса права выделено 140 часов, в том числе в 10 классе – 70 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 70 часов (1 час в неделю).
Основные содержательные линии программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Литература (профильный уровень)
Курс «Литература» (профильный уровень) спланирован на основе Федерального компонента государственного стандарта, авторской программы Зинина С. А., Чалмаева В. А. (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. 200с.).
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы программа рассчитана на 170 часов(5 часов в неделю).
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.И.Сахарова, С.А. Зинина «Литература.10 класс».ч.1, 2.:М.; Русское слово,2010.
По содержанию и количеству часов, отведённых на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует профильному уровню государственного стандарта.
В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии , соответствующей задаче профилизации старшей школы, её ориентированности на углублённое изучение предмета, поэтому каждый из разделов курса сопровождают теоретико-литературные поняти, необходимые для этой цели.
В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе , что предполагает следование хронологии литературного процесса.
Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и , в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий. С этой целью мы включили в программу занятия по сопоставлению героинь Н.С.Лескова и А.Н. Островского( урок «Две Катерины»).
Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет рассмотреть наиболее значительные явления данного историко литературного периода ( литература 19 века).Литература первой половины 19 столетия представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков , углубляющим и расширяющим курс 9 класса.
В программе представлены текущие формы контроля ( классные и домашние сочинения).
В программу внесены следующие изменения по сравнению с авторской: мы добавили 4 часа на изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в связи со сложностью произведения для понимания современными детьми; на сопоставительный анализ героинь произведения А.Н.Островского и Н.С. Лескова( подобные аналогии очень востребованы в заданиях ЕГЭ по литературе). С этой же целью было расширено изучение творчества Л.Н.Толстого , Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова, Н.А.Некрасова( 1 ч.).( соответственно на 5, 7, 5, 1 час). В то же время мы сократили количество часов на изучение творчества А. Н. Островского( 1 ч.), И. А. Гончарова( 2 ч.), Ф. Тютчева и А. Фета( на 1 ч.). . С целью выполнения Стандара в программу были включены часы на изучение зарубежной литературы, знакомство с поэзией К.Хетагурова.
Учебные предметы, изучаемые на базовом уровне (аннотации рабочих программ)
Русский язык (базовый уровень)
Курс предназначен для изучения русского языка в 10-11 классе на базовом уровне. Цель курса – повторение, обобщение, систематизация знаний, полученных в основной школе по русскому языку. Основное внимание уделяется таким разделам языкознания, как Лексика и Фразеология, Морфемика и Словообразование, Морфология и Орфография. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что позволит учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Программа составлена на основе Федерального компонента стандарта среднего (полного общего образования 2004 г.) и авторской программы к УМК Н.Г.Гольцовой, И.В .Шамшина, М .А.Мищериной. Система расположения материала, разнообразие заданий, предусмотренных в УМК «Русский язык.10-11 классы» ( авт. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мищерина), направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в стандарте, и на формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенции как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Реквизиты авторской программы:
Программа по русскому языку для 10-11 классов. Базовый и профильный уровень. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин.- М.: Просвещение,2009.
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник: Русский язык.10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Г.гольцова, В.И.Шамшин, М.А.Мищерина.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.
Дополнительные пособия:
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.Пособие по русскому языку для старших классов.-М.: просвещение, 2007.
Учебно-методический комплект учителя:
1. Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. Тематическое поурочное планирование к учебнику «Русский язык.10-11 классы ( авторы Н.Г.Гольцова, В.И.Шамшин, М.А.Мищерина). Базовый и профильный уровень.-6-е изд.- М.: «Русское слов»,2010.
2. Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина.Русский язык. Книга для учителя.-5-е изд., испр.-М.: « Русское слово»,2009.
Математика (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. (базовый уровень), на основе примерной программы МО РФ по математике (базовый уровень). Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего (полного) общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике, геометрии.
На основании учебного плана и календарного графика МОУ «Провинциальный колледж» на изучение математики в классах гуманитарного профиля отводится 4 часа в неделю при 34 учебных неделях (272 часа): 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
· воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
УМК:
Алимов Ш. А., Калягин Ю. М., Ткачёва М. В. Алгебра и начала математического анализа. М.: Просвещение, 2013. 464 с.
Биология (базовый уровень)
Курс соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. (базовый уровень), примерной программы МО РФ по биологии (базовый уровень). Курс биологии базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования (10-11 класс) направлен на изучение общебиологических закономерностей, знание которых необходимо для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованное в жизни и практической деятельности. Курс опирается на знания, полученные учащимися при изучении ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также общей биологии (при концентрическом принципе обучения). В связи с этим некоторые темы рассматриваются заново, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
· овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
· воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Химия (базовый уровень)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному государственному стандарту общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2009.).
Информатика и ИКТ (базовый уровень)
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на базовом уровне.
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. (базовый уровень);
- примерной программы по информатике и ИКТ (базовый уровень);
Программа 10 класса посвящена информационным технологиям, а именно: более глубоко, чем в базовом курсе информатики изучаются технологии работы с такими информационными объектами, как текстовые, графические объекты, электронные таблицы. Изучается компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
Программа 11 класса направлена на более глубокое изучение тем, формирующих представление об информатике как науке: информация и информационные процессы, информационные модели, компьютерные технологии представления информации. Также в 11 классе продолжается изучение технологий работы с различными информационными объектами, информационные системы (СУБД), компьютерные сети (организация локальных и глобальных сетей).
Физика (базовый уровень)
Программа курса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. (базовый уровень), на основе примерной программы МО РФ по физике (базовый уровень).
Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
· использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Резерв времени, предусмотренный примерной программой МО РФ, использован для увеличения количества часов на решение задач по следующим темам курса: Механика (1 ч.), Молекулярная физика (4 часа), Электродинамика (7 часов). Наибольшее количество часов добавлено на изучение темы «Электродинамика» в связи с её большим практическим значением. Решение практических задач по физике способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Программа по физике предполагает проведение контрольных уроков.
Используемый УМК:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. / Под ред. Николаева В.И., Парфентьевой Н.А. Физика. 10 класс (базовый уровень), 2010
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. / Под ред. Николаева В.И., Парфентьевой Н.А. Физика. 11 класс (базовый уровень), 2007
Физическая культура (базовый уровень)
При разработке курса учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательного учреждения, требования учителей и методистов о необходимости обновления содержания образования, внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.
На уроках физической культуры в старшем звене продолжается развитие двигательной (физкультурной) деятельности, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В программе для 10-11 классов продолжается работа по выработке умений использовать средства физической культуры для укрепления здоровья, углубляются знания о закономерностях спортивной тренировки, продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта в тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствованием уже существующих и их сочетанием. Одной из особенностей работы в старшем звене является реализация на уроках межпредметных связей с анатомией, физиологией, физикой, математикой, биомеханикой и ОБЖ.
Учебная программа представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности). Таким образом, каждая учебная тема обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ (дидактическая единица) последовательно изучается на трех уровнях: информационный (знания), операциональный (способы деятельности) и мотивационный (образцы движений, нормы, идеалы и т.д.). Это способствует достижению качества общего физкультурного образования школьников.
ОБЖ (базовый уровень)
Учебный курс «ОБЖ» для 10-11 класса составлен на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004г.), примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности МО РФ (базовый уровень), примерной программы, рекомендованной Департаментом образования Администрации Ярославской области (письмо от 25.08.2004 года № 01-10/1655 «О примерной программе и тематическом поурочном планировании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучения обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений»)
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
• воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
• развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
• овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Обществознание (базовый уровень)
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» (без раздела «экономика» и «право») представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения. В него входит понятие общества в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Не менее 40 % учебного времени отводится на самостоятельную работу учеников.
Экономика (базовый уровень)
Программа курса «Экономика» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, 2004 г. (базовый уровень) и примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) МО РФ.
Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
• овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
• развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
• воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Право (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. (базовый уровень), на основе примерной программы МО РФ по праву (базовый уровень). В соответствии Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение курса права выделено 35 часов.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе.
География (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. (базовый уровень), на основе примерной программы МО РФ по географии (базовый уровень). В соответствии Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение курса географии выделено 70 часов.
Курс завершает цикл школьного географического образования и продолжает формирование у учащихся представлений о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и их путях решения, развивает пространственно-географическое мышление, воспитывает уважение к культурам других народов и стран, учит применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире. Основными факторами учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, презентации, практические занятия, уроки контроля знаний. Практические работы являются фрагментами уроков.
История (базовый уровень)
Рабочая программа учебного курса «История» (10-11 класс (базовый уровень)) составлена на основе:
1) Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории
2) Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (2004 г.)
3) использованы материалы авторской программы по «Истории» учителя МОУ СОШ № 81 С.П. Осьмачко и учителя МОУ гимназии № 3 Г.В. Даниловой.
С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне (136 часов, по 68 часов в X и XI классах, из расчета 2 учебных часа в неделю), предполагается, во-первых, использование проблемного подхода к изучению материала, во-вторых, достаточно большая самостоятельная работу учащихся.
Курс истории изучается учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках экономического профиля. В связи с этим, резерв свободного учебного времени (2 часа – Всеобщая история, 6 часов – История России; итого – 8 часов) используется при рассмотрении тем, посвященных социально-экономическому развитию стран, где большее внимание уделяется истории экономики.
Последовательность преподавания курсов – принятая в Ярославской области (рекомендуется изучение сначала «Всеобщей истории», затем «Истории России»).
Целостный взгляд на эволюцию человеческого общества в различных его проявлениях невозможен без изучения его культуры, которая составляет одну из важнейших форм жизни и самовыражения общества. Основное внимание уделяется изучению системы ценностей человеческого общества и эволюции духовной культуры в разные периоды исторического развития стран.
При изучении «Всеобщей истории» применяется цивилизационный подход и используется проблемно-хронологический метод в изложении материала курса.
При изучении «Истории России» упор делается на выявление особенностей политического (внутренняя и внешняя политика), социально-экономического и культурного развития России.
Курсы по выбору
Информационные технологии
Данная программа является авторской и разработана специально для изучения и освоения курса информационных технологий в старших классах гуманитарного профиля. Программа создана на основе образовательного стандарта и определяет специфическое содержание образования предмета курса информатики и информационно-коммуникационных технологий. Программа прошла экспертизу (см.отзывы), апробацию (с 1993 г.) и внедрена в практику работы МОУ «Провинциальный колледж».
Курс "Информационные технологии" ориентирован на учащихся X-XI классов гуманитарного профиля средней школы, оснащенной кабинетом с компьютерами IBM PC, где на каждом уроке будет организовываться практическая работа учащихся на компьютерах.
Программа курса X-XI классов нацелена на воспитание новой информационной культуры, на системное развитие у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), на развитие у учащихся компетентностей, позволяющих эффективно работать с информацией, находить оптимальные решения на основе ИКТ.
Журналистика
Программа курса «Журналистика" предлагается учащимся 10—11 классов общеобразовательной школы. Она направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку. Программа ориентирована на учащихся, выбравших гуманитарный профильдальнейшего обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Курс рассчитан на 34 часа.
Основная цель элективного курса — формирование мотивации к профессиональной ориентации и ознакомление с особенностями журналистских произведений.
История русской культуры
Программа элективного курса «История русской культуры» разработана автором для обучающихся 11 класса. Являясь частью истории России советского периода, культура, как правило, находит незначительное отражение в учебном предмете. Советская культура формировалась на протяжении нескольких десятилетий, в ней отразилась внутренняя политика и идеология СССР. В этой связи изучение процессов в сфере культуры помогает более четко и целостно понимать специфику Советского государства. Но советская культура имеет и самостоятельную ценность, как сложное многогранное явление. Она вобрала в себя традиции дореволюционной эпохи, новации XX века и идеологические требования власти.
Цель преподавания курса состоит в формировании у одиннадцатиклассников знаний о разных сферах советской культуры. Задачи заключаются в осознании школьниками преемственности и новизны, понимании воздействия власти на стихийный творческий процесс, систематизации и обобщении сведений по истории, литературе и искусству. Таким образом элективный курс имеет черты межпредметной дисциплины, что позволяет развивать интеллектуальную наблюдательность и аналитические способности.
Культурология
Рабочая программа написана с учетом основных теоретических и историко-культурных положений, изучаемых в курсе культурологии и на основе программы, по которой автор читает этот курс в Ярославском государственном театральном институте. Программа адаптирована с учетом возможностей ее усвоения старших школьников. Этому способствует и акцент, который делается в курсе на рассмотрение памятников мирового художественного наследия. Искусство в силу образной специфики наглядно демонстрирует основные феномены исторических эпох, помогает их лучшему усвоению и запоминанию, что особенно важно в современных условиях, когда на учащихся обрушивается обширный поток разнообразной информации.
Формы духовной культуры рассматриваются в программе во взаимодействии друг с другом и другими элементами культуры. Выявление характера различных мировых культур, постижение их национального своеобразия способствует более глубокому пониманию учениками мира, в котором они находятся.
История МХК
Представленная программа по истории мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и собственных авторских разработок.
Курс мировой художественной культуры формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает эстетический и художественный вкус учащихся, воспитывает уважение к искусству и творчеству, позволяет увидеть отечественную культуру в контексте мировой, более качественно оценить её особенности и значение, помочь осознанию своей национальной и культурной принадлежности.
Образная специфика предмета способствует более успешному усвоению предметов гуманитарного цикла, развивая творческое воображение, ученика, богатство его внутреннего эмоционального мира, возможности критико-аналитического отношения к исторической и современной действительности художественной жизни.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). Программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного – двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Задачи с параметром
Основная задача обучения математике в школе: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи, данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессию, требующие математической подготовки, а также подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена.
Программа включает в себя основные разделы курса алгебры и геометрии 11 класса общеобразовательной школы (профильный уровень) и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным линиям.
Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить повторение материала основных тем курса алгебры, углубить и расширить знания по темам. В программе рассматриваются более широко и глубоко вопросы решения уравнений и неравенств с параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по математике.
Основы менеджмента
Программа элективного курса является авторской разработкой. Дисциплина «Основы менеджмента» не входит в число традиционных школьных предметов. Однако современная педагогика базируется на идее, что процесс обучения предполагает не только предоставление некого объема информации, но в большей степени формирование компетенции. В отношении учащихся 10 классов это, в первую очередь, компетенции, позволяющие грамотно выбрать направление дальнейшего профессионального образования и сферы деятельности, а также способствующие успешности последующего осуществления такого выбора. Ввиду этого знакомство с азами менеджмента и маркетинга особенно необходимо для учащихся профильных экономических классов. На изучение курса отводится 34 часa – 1 час в неделю
Менеджмент (англ. management – управление, заведование, организация) – это совокупность методов, средств и форм управления, разработанных с целью повышения эффективности деятельности организации и работающих в ней лиц. Таким образом, основу любой управленческой деятельности (а в настоящее время и шире – любой профессиональной) составляют целевая направленность (т.е. постоянное определение целей и рационализация путей их достижения) и адаптивность (т.е. умение учитывать изменяющиеся обстоятельства в процессе достижения целей). Именно формированию этих компетенций, слабо учитываемых в процессе изучения других школьных дисциплин, и служит преподавание курса «Основы менеджмента» в 10 классе.